Психологическая служба
Новости службыПсихологическая неделя
Профессиограмма «Бухгалтер»
Профессиограмма «Дизайнер»
Профессиограмма «Модельер»
Родителям
Время разводиться?!
Кнут и пряник для ребенка
Проблема выбора оптимального наказания для ребенка всегда стоит перед родителями. Как наказывать детей, чтобы это приносило пользу, а не вред и травмы? Как правильно выбрать способ наказания ребенка? Где проходит граница между наказанием и жестокостью? Все эти вопросы задают себе все родители, но далеко не все из них находят на них правильные ответы.
Я приведу три примера высказываний родителей о том, как они наказывают своих детей. Первый из них говорит: «Я знаю, что детей бить нельзя и телесные наказания- не дело. Да я ведь его и пальцем не трогаю. Знаете, что я делаю? Он страшно боится темноты – так я его запираю в подвал, выключаю свет и оставляю там. Посмотрели бы вы, какой он потом шелковый становится!» – это рассказ отца, который привел на обследование шестилетнего мальчика с сильным неврозом.
Вот о другом ребенке говорит мать: «Не верьте вы ему. Уж я его насквозь вижу, притворщика. Нарочно медленно отстегиваю ремень – еще и не коснусь, а он уже орет, зовет бабушку на защиту» – эта мать огорчена плохими отметками сына в школе.
Наконец, третий пример: «У меня есть принцип: ничего не хвалить, пока сын не достигнет совершенства. А он никогда не достигнет. Я проcто добиваюсь, чтобы у него было чувство ответственности - а его нет!» - подобным заявлением начинает свой длинный рассказ отец, сильно озабоченный поведением одиннадцатилетнего сына. По словам отца, ребенок – страшный лентяй, лгун, замалчивает плохие отметки, никакие наказания не помогают.
Жестокости, подобной той, какая исходит из первого приведенного примера, непонимания, о котором свидетельствует второй пример, нелепых принципов, на коих основано воспитание в третьем случае, - всего этого в избытке, к сожалению, и у мам, бабушек, дедушек, дядюшек и других воспитателей. Очень часто мы и не замечаем, насколько расходятся применяемые нами воспитательные меры с самими идеями воспитания!
Возьмем третий пример. Отец утверждает, что наказания не помогают, и он пришел посоветоваться, есть ли такое наказание, которое воздействует на сына. От матери и самого мальчика мы узнали, что отец действительно никогда не поступается своими принципами. Никаких одобрений и похвал. Отец полагает, что мальчик "обязан все уметь" и нечего ждать от отца помощи и совета. Отец педантично контролирует выполнение домашних заданий и поручений, которые дает он сам; беда, если обнаружится ошибка. Мальчик избегает этого контроля как только может. Тем самым он запускает уроки, школьные оценки ухудшаются. Соответственно повышаются отцовские требования, отец все строже, неистовее в своем контроле - и вот готова разразиться семейная катастрофа. Притом нет сомнений, что намерения у отца благие, мальчиком он дорожит и хотел бы воспитать его как можно лучше. В этом примере налицо рассогласование целей и средств воспитания и наказания. И это рассогласование дает плохие результаты, оборачивается не воспитанием, а жестокостью по отношению к ребенку.
Что же такое наказание? В голову сразу приходит воспоминание о полученных в детстве нескольких затрещинах или домашнем аресте за небрежно нацарапанное домашнее задание, либо за шалость. Но, наверняка, вспомнятся и друзья, для которых затрещины были обычным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая "домашняя тюрьма" не могла заставить их аккуратнее писать. И это понятно, ведь наказание – это вовсе не конкретное действие со стороны родителей, а то, что происходит в сознании наказываемого ребенка, то, что он при этом переживает. Это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и вины, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.
Так же обстоит дело с поощрением. Награда – это отнюдь не всегда то, что мы считаем таковой, а то, что воспринимается ребенком как поощрение. Приятная, возвышающая удовлетворенность делом, за которое похвалили дорогие нам люди. Удовольствие от того, что нас любят и симпатизируют нам. Разумеется, подобное чувство хочется подольше удержать и почаще переживать в будущем.
Итак, на вопрос о том, как правильно распределять наказания и поощрения, мы не дадим точного ответа, сколько того и другого должно приходиться на каждого ребенка. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг другу!
Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так "хладнокровно" и несправедливо наказывает. Ребенок воспринимает такое наказание просто как жестокость по отношению к нему.
Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили. Но третье, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. "Провинность" представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.
Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее. Он просто хочет как можно быстрее вернуть любовь и расположение родителей.
А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Под поощрением нельзя понимать конфеты, футбольный мяч или велосипед за школьные успехи. Лучшая награда для ребенка – сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок впридачу лишь символизирует это. Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Никакие упреки и наказания не сделают школу привлекательнее для менее одаренного ребенка. Но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его, появится надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей.
Однако, кроме наказания и поощрения, есть еще и третье воспитательное средство – прощение! Иногда сам страх быть наказанным уже является достаточным для ребенка, и он испытает чувство облегчения, если его поймут и простят. Это особенно целесообразно в тех случаях, когда проступок ребенка не был злонамеренным, а произошел по незнанию или случайно. Всегда все прощать – значит потерять авторитет и смешать для ребенка ориентиры хорошего и плохого, но ничего и никогда не прощать – значит, превратиться в неумолимого судью, создать стену между собой и ребенком. Поэтому в выборе средств воспитания нужно ориентироваться прежде всего на индивидуальные качества ребенка, на те отношения, которые сложились с ним и на собственную интуицию.
Надежда Чернецкая, член Ангарской Ассоциации психологов, доцент кафедры психологии и психофизиологии Ангарского филиала Иркутского госуниверситета, кандидат психологических наук