Психологическая служба

Новости службы
Психологическая неделя
Профессиограмма «Бухгалтер»
Профессиограмма «Дизайнер»
Профессиограмма «Модельер»
Родителям
Время разводиться?!


Стоит ли учиться, когда Вам за…?

Стоит ли учиться, когда вам уже за тридцать, сорок, пятьдесят лет? Или учеба – это удел молодых? Эти вопросы многие задают себе, и число зрелых студентов увеличивается год от года. В тоже время из-за опасений и страхов многие вообще отказывают себе в образовании, если его не удалось получить сразу после школы. Насколько это оправданно? Стоит ли в зрелом возрасте получать образование?

Думаю, всем понятно, почему этот вопрос является проблемой. В нашем обществе до сих пор очень распространено мнение о том, что учиться нужно как можно раньше, а со вступлением в так называемый зрелый возраст будто бы уже не стоит возвращаться к студенческим временам. «Ему уже под сорок, а он туда же – в студенты подался!» – очень часто мы можем слышать такое о тех, кто уже после создания семьи, получения рабочего стажа и вообще жизненного опыта вдруг решается начать или продолжить образование.

В советское время сложился стойкий стереотип по отношению к учащимся. В восприятии большинства типичный студент или учащийся техникума – это молодой человек, недавно закончивший среднюю школу. Давайте мысленно представим себе типичного студента. Кого же мы увидим, девятнадцатилетнего или сорокалетнего человека? – ответ напрашивается сам собой. В этом и проявляется некоторая стереотипность нашего мышления.

В то же время, в большинстве развитых стран ситуация несколько иная и система образования дает возможность человеку учиться всю жизнь. По имеющимся данным, в США колледжи посещают почти 1,5 миллиона женщин и свыше 700 тысяч мужчин старше 35 лет; С 1980 по 1988 год число одних только женщин-студенток в возрасте от 35 лет увеличилось до 81 %. В то время, как доля представителей этой возрастной группы среди студенчества заметно возросла, процент типичных студентов колледжей – юношей и девушек в возрасте от 18 до 22 лет – по сравнению с 1980 годом понизился.

У нас же получается, что многие люди, получающие образование после юношеского возраста, стыдятся этого, ужасно волнуются, сдавая экзамены, постоянно боятся показать свою несостоятельность в чем-либо, в то время как это образование им объективно необходимо. В чем же психологическая подоплека подобных сомнений и страхов?

Во-первых, роль студента заметно отличается от других ролей, которые приходится исполнять человеку средних лет и приспособиться к ней ока-зывается не так просто. Ведь роль студента предполагает некоторую зависимость от преподавателей, от вуза, от собственной некомпетентности, и если в юношестве эта роль естественна, то с возрастом она становится все более и более пугающей. Во-вторых, специалист, достигший определенного уровня компетенции, обладает собственным опытом, подчас уникальным, и скорее готов обменяться опытом, чем просто слушать, чему его учат другие. Возможно, ему неприятно признаться самому себе и окружающим, что он учился чему-то бесполезному, что, несмотря на его возраст, ему не хватает образования для решения профессиональных задач или для саморазвития. Кроме того, к этому времени у человека начинают преобладать потребности в признании окружающих и самореализации. И можно сказать, что здесь существует противоречие: с одной стороны, существует потребность в получении новых необходимых ему знаний, с другой стороны, человек считает себя (и действительно является) компетентным специалистом в своей области. Поэтому ему очень трудно начать строить себя с нуля, признать перед всеми и перед самим собой, что он многого не знает.

Таким образом, все эти страхи и сомнения объяснимы и понятны, но тем не менее они совершенно не оправданы. Ведь можно посмотреть на обучение и переобучение другими глазами!

Прежде всего можно понимать образование не только как устранение пробелов в знаниях, но и как признак стремления к обновлению, к свежей информации, к повышению уровня собственного развития. А разве не этим должен заниматься взрослый человек? В этом смысле получение образования в зрелом возрасте является не только естественным, но и престижным, поскольку это показывает высокий уровень развития личности человека, его смелость и решительность, готовность преодолеть стереотипы и присоединиться к массе совсем юных студентов.

Кстати, в среде педагогов бытует глубокое уважение к студентам более зрелого возраста, потому что если многие молодые студенты поступают в вузы по настоянию родителей, за компанию или по другим внешним причинам, то уж взрослые люди всегда учатся по глубоким личным соображениям и поэтому учатся обычно очень хорошо.

Кроме того, получение образования в зрелом возрасте часто бывает связано с производственной, профессиональной необходимостью. Так, с развитием рыночной экономики появилась потребность в менеджерах, других специалистах, о которых до этого мы даже не слышали. Естественно, что многим уже состоявшимся специалистам пришлось переучиваться, и это естественно. Причем, если в начале девяностых годов ХХ века наиболее востребованным было направление кардинального переобучения, особенно в больших городах, поскольку резко изменялась структура рынка труда, то в начале этого века ситуация стабилизировалась и приблизилась к той, что наблюдается в развитых странах. Главной задачей для специалиста является задача повышения своего профессионального уровня в соответствии с тре-бованиями, диктуемыми временем. Поэтому обучение для зрелых людей – это элементарное требование развивающегося рынка, средство быть конкурентоспособным и способ построить более удачную карьеру.

Нужно отметить и то, что обучение и переобучение зрелых людей во многих областях труда является не просто желательным, а естественным. Так, например, специалисты в области информационных технологий и программирования вынуждены повышать квалификацию и учиться пожизненно – в этом состоит особенность их труда. То же касается специалистов по рекламе, юристов, документоведов и многих других. Обучение – это просто часть их профессии.

Стоит смотреть оптимистично на обучение взрослых еще и потому, что процесс усвоения ими знаний происходит намного легче и быстрее. Это связано с тем, что они имеют существенный жизненный и профессиональный опыт, могут примеривать теоретические знания на собственные примеры, легко находят применение тому, чему они учатся.

Поэтому если вы решили учиться или только подумываете над этим, то не сомневайтесь и вновь садитесь за парту! Это освежить и обновит вашу жизнь, расширит знакомства, вы вольетесь в новые группы и новые профессиональные сообщества, полнее раскроете себя и вообще выйдете за рамки того, что стало для вас привычным. Кто знает, может быть, обучение навсегда изменит вашу жизнь к лучшему! А уж вреда от этого не будет совершенно точно!

         

Опросы

Портрет преподавателя глазами студента:

На вопрос, «Каким должен быть преподаватель?» ответили 46 респондентов.

 

Портрет молодого человека глазами студента:

На вопрос, «Какие яркие качества присущи молодежи?» отвечало 44 респондента.

  • Веселый, имеет чувство юмора (25%)
  • Любвеобильный (18% указали)
  • Активный (9%)
  • Красивый (9%)
  • Наглый (6,8%)


На вопрос, «С какого возраста можно вступать в брак? (не по закону!)» ответили 53 респондентов.

Мнения разделились:   "Винни Пух и все все"

Результаты опроса студентов и преподавателей 14 октября 2008 г. Всего приняло участие в опросе 203 человека: 38 взрослых и 165 студентов, каждый из входящих в техникум выбирал одного из известных персонажей мультфильма «Винни Пух».

Выбор распределился так:

Студенты

  • Тигра – 31,5%
  • Пятачок – 26%
  • Винни – 18,7%
  • Кролик – 14,5%
  • Сова – 7,2%

Преподаватели

  • Винни – 23,6%
  • Тигра – 23,6%
  • Пятачок– 15,8%
  • Сова и Иа – 13,2%
  • Кролик – 10,5%


Hosted by uCoz