Психологическая служба

Новости службы
Психологическая неделя
Профессиограмма «Бухгалтер»
Профессиограмма «Дизайнер»
Профессиограмма «Модельер»
Родителям
Время разводиться?!


Можно ли бить ребенка? Мнение психолога

Вопрос о том, можно ли бить детей, периодически поднимается в прессе и активно комментируется психологами, педагогами, социологами, врачами. Однако это проблема, которая вряд ли имеет решение, но которую мы все так или иначе должны решать, когда воспитываем детей. Допустимо ли физическое наказание в отношении детей? Проще говоря, можно ли и имеет ли смысл иногда отшлепать ребенка за плохое поведение?

Думаю, все мы имеем собственное мнение по этому вопросу, даже если у нас нет детей, но нелишним будет задуматься над смыслом физического наказания, попытаться увидеть за этим проблему. Ведь сейчас отношение к физическому наказанию детей в обществе неоднозначно: шлепнуть ребенка иногда считается почти что насилием над детской личностью, но в то же время мы слышим жалобы на распущенность, непослушание детей, вызванное чрезмерно мягким воспитанием. Как быть?

Подходы к физическому наказанию можно условно разделить на ортодоксальный и либеральный. Ортодоксальный подход предполагает, что физическое наказание – это нормальное средство воспитания детей, не только допустимая, но и желательная, а иногда и единственно возможная мера разрешения ситуации детских проступков. А либеральный подход утверждает, что физическое наказание является не только грубым, жестоким и бесчувственным способом воспитания, но и чрезвычайно малоэффективным. Приверженцы этого мнения уверены, что физическая боль воспринимается ребенком только как агрессия со стороны родителей и что она не только не помогает чему-то научиться, но вырабатывает страх и чувство протеста.

Как и во всем, в решении вопроса о физическом наказании есть, видимо, золотая середина. Психологи утверждают, что физическое наказание само по себе не является ни вредным, ни полезным средством воспитания. Все дело заключается в том, как именно оно применяется, как часто и за какие именно проступки. В связи с этим целесообразно говорить о своеобразных психологических правилах физического наказания ребенка. В самом деле, если уж вы решили приложить к ребенку руку в прямом и переносном смысле, то как сделать это с минимумом вреда и максимумом воспитательного эффекта?

Прежде всего, физическое наказание не должно быть регулярным. Практикуемые в некоторых семьях «порки по воскресеньям» за все то, что ребенок натворил в течение недели, ни к чему не приводят. Ребенок лишь начинает бояться родителей, скрывать от них свои промахи и воспринимать наказание как доказательство своей слабости и никчемности. Логика некоторых взрослых «он же потом меня благодарить будет, когда вырастет» для детей не работает – ребенок воспринимает реальность непосредственно, в данный конкретный момент, и если родители бьют его непонятно за что (вернее за то, что понятно только им), то логика ребенка говорит ему либо «они злые», либо «я плохой и ничего не стою».

Итак, наказание должно следовать непосредственно за проступком. Если вы по каким-то причинам не наказали ребенка сразу, то позже это делать уже не имеет смысла. Ребенок всегда должен чувствовать прямую связь между своим проступком и следующим за ним наказанием. Он должен четко понимать, за что его наказывают.

Правило второе: сила наказания должна соответствовать тяжести проступка. Если за малейшую шалость колотить малыша так же, как за серьезные правонарушения, то смысл наказания теряется. Ребенок чувствует это несоответствие – что бы он ни натворил, наказание всегда одинаково. Поэтому если уж вы решили отшлепать ребенка, для этого должны быть серьезные основания: злостная кража, ложь, которая кому-то повредила, оскорбления, проступки из прихоти и эгоизма, совершенные несмотря на предшествовавшие запреты и предупреждения. Наказывать за незнание, непреднамеренные действия, случайности не только нецелесообразно, но попросту жестоко и несправедливо. Повод для наказания должен быть весомым.

Правило третье: физическое наказание не должно быть унизительным для ребенка. Заставлять ребенка стоять на коленях или снимать штаны для порки в присутствии посторонних жестоко и ничему не научит ребенка. Унижение может только озлобить, сделать малыша закрытым и несчастным. В наказании должна быть справедливость. Мать или отец должны четко объяснить ребенку, что ему будет больно так же, как было больно, например, другому малышу, которого он ударил и который сейчас лежит в больнице. Но в целом физическое наказание может вообще не быть болезненным, чтобы быть эффективным. Ребенок сделает выводы не испытав боли, но побывав в самой ситуации наказания. Родители хорошо знают это: наказание для ребенка начинается не с первого шлепка, а с осознания того, что он будет наказан, поэтому сила шлепков не играет никакой роли, а является чисто символической.

Еще одно правило рекомендует родителями проявлять единодушие в наказании ребенка, предварительно договариваясь, в чем это наказание будет состоять. Недопустимо, чтобы отец, например, доставал ремень, а мать защищала ребенка – это сделает наказание бессмысленным, как будто один родитель агрессор, а другой – защитник и как будто плохой поступок ребенка может быть оценен по-разному. Если же родители проявляют единодушие, вместе объясняют ребенку за что и как он будет наказан, то ребенок воспринимает наказание как объективную данность, справедливое следствие своего необдуманного или безответственного поведения.

Наконец, правило пятое, самое важное. Физическое наказание, как и всякое другое наказание, должно заканчиваться беседой ребенка с родителями. Ребенок должен чувствовать себя любимым, несмотря на факт наказания. Родители должны постараться внушить ребенку, что он был наказан не за то, что он плохой, а за то, что он совершил недопустимый поступок. Объятия, поцелуи, объяснения всегда должны завершать наказание, переводить его в конструктивную плоскость, оставлять позитивный след и сглаживать неприятную сторону ситуации.

В заключение мне хотелось бы сказать, что не стоит злоупотреблять физическим наказанием, как не стоит и думать, что физическое наказание является самым страшным. На самом деле, игнорирование ребенка в качестве наказания, семейный бойкот по отношению к нему, а также брань и крики могут быть в несколько раз более вредны и травматичны. Поэтому лучшее руководство в выборе наказания – здравый смысл родителей уважение с их стороны к личности малыша.

 
Надежда Чернецкая,
член Ангарской Ассоциации психологов,
доцент кафедры психологии и психофизиологии
Ангарского филиала Иркутского госуниверситета,
кандидат психологических наук

         

Опросы

Портрет преподавателя глазами студента:

На вопрос, «Каким должен быть преподаватель?» ответили 46 респондентов.

 

Портрет молодого человека глазами студента:

На вопрос, «Какие яркие качества присущи молодежи?» отвечало 44 респондента.

  • Веселый, имеет чувство юмора (25%)
  • Любвеобильный (18% указали)
  • Активный (9%)
  • Красивый (9%)
  • Наглый (6,8%)


На вопрос, «С какого возраста можно вступать в брак? (не по закону!)» ответили 53 респондентов.

Мнения разделились:   "Винни Пух и все все"

Результаты опроса студентов и преподавателей 14 октября 2008 г. Всего приняло участие в опросе 203 человека: 38 взрослых и 165 студентов, каждый из входящих в техникум выбирал одного из известных персонажей мультфильма «Винни Пух».

Выбор распределился так:

Студенты

  • Тигра – 31,5%
  • Пятачок – 26%
  • Винни – 18,7%
  • Кролик – 14,5%
  • Сова – 7,2%

Преподаватели

  • Винни – 23,6%
  • Тигра – 23,6%
  • Пятачок– 15,8%
  • Сова и Иа – 13,2%
  • Кролик – 10,5%


Hosted by uCoz